Верхнее меню » Обучение детей с ОВЗ и детей - инвалидов

 

 В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

   создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;

   создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;

   повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;

   организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

 

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.

Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

 

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

 

В МБДОУ детском саду № 56 созданы условия для работы с детьми ОВЗ. В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в МБДОУ детском саду №56 функционирует ППконсилиум. В своей деятельности ППконсилиум руководствуется нормативно – правовой базой федерального, регионального уровня, а также локальными актами, разработанными в детском саду.

Нормативная база федерального и регионального уровня

1. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации

2. Федеральный закон Об образовании в РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Об утвержденииСанПиН 2.4.2.3286-15  -  ОВЗ

5. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-53507 О коррекционном и инклюзивном образовании детей

6. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии

7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014  Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП

8. Распоряжение МО РФ от 09.09.2019г. Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

9. МО и ПО Ростовской области. Областной психолого-педагогический и медико-социальный центр  - Единый комплект документации для ОУ Ростовской области  - 2003 г.

Локальные акты детского сада

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ детского сада № 56

Положение о ППк МБДОУ детского сада № 56

Наши специалисты Вам советуют:

Учитель — логопед Таран Татьяна Михайловна — https://infourok.ru/user/taran-tatyana-mihaylovna?ysclid=lo192h1s3y939877401

Педагог — психолог Яненко Наталья Николаевна — https://www.prodlenka.org/profile/105212?ysclid=lo193mnact60468434

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.

Как деликатно рассказать своему ребенку про детей с особыми потребностями, а также научить его доброте, справедливости и взаимной поддержке. Перед вами подборка короткометражных мультфильмов, которые помогут вам в этом.

 

Зачем говорить с детьми на сложные темы?

Многие родители избегают вопросов, которые кажутся им слишком сложными для детского восприятия или травмирующими. Но именно в детстве у человека начинают формироваться этические ценности и жизненные принципы.

Одна из важнейших тем, которую мы предлагаем обсудить с ребенком – это его отношение к особенным людям. И в этом родителям помогут чудесные короткометражные мультфильмы!

 

 «Про Диму» (2016 г.)

В России вышел мультфильм «Про Диму», объясняющий детям (и взрослым), как нужно относиться и как общаться с детьми, у которых есть особенности. 

Дочка обращается к маме со всеми теми вопросами, которые, по словам автора мультфильма Натальи Ремиш, часто возникают у детей при виде своих ровесников с ограниченными возможностями здоровья. Но на вопросы «почему он такой?», «а я заражусь?» и на нетактичное, даже грубое поведение своих детей, родители часто не дают адекватного ответа.

Мама в мультфильме объясняет дочке, что мир разнообразен и у каждого есть свои особенности. Тем не менее, даже со «странными», на первый детский взгляд, ребятами можно найти что-то общее и подружиться. Мама  озвучивает простые правила, которые, кстати, актуальны в любом общении:

— помоги, если другому сложно;
— улыбайся от души;
— не спеши и говори понятно;
— если видишь, что другой сердит, отойди и подожди.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Nx4iFNfjqN0

 

 

 

«Цветик-семицветик» (1948 г.) и «Последний лепесток» (1977 г.)

 

Тема отношения детей к своим ровесникам с ограниченными возможностями была затронута много-много лет назад Валентином Катаевым в сказке «Цветик-семицветик», экранизация которой впервые вышла в 1948 году. У девочки Жени в руках оказался волшебный цветок. Она потратила шесть его лепестков на шесть пустых желаний, но последний лепесток использовала, чтобы помочь мальчику на костылях.

Еще один мультфильм по мотивам сказки Катаева вышел почти через 30 лет. Если в первой версии мальчик Витя появляется только к концу, то во второй Женя знакомится с ним в самом начале истории. Девочка то говорит, что он задается, то называет трусишкой, то дразнит и отбирает книгу. Но увидев костыли, понимает, что была неправа.

В сказке достаточно лишь простого действия, чтобы новый друг Жени стал здоровым. В реальности же бывают нужны большие усилия или же излечение бывает невозможным. Об этом родителям тоже стоит поговорить со своими детьми при просмотре подобных мультфильмов.

 

https://www.youtube.com/watch?v=3xVb7bL9yak

 

https://www.youtube.com/watch?v=do_Xo3alVKE&feature=emb_logo

 

 

«Необычный младший братик» (1995 г.)

 

Один из мультфильмов французского сериала «Сказочные истории» посвящен рассказу о семьей зайцев, в которой самый младший ребенок – необычный. Он не умеет разговаривать, часто кривляется, но зато он очень ласковый. У него синдром Дауна.

 

Главная героиня мультфильма – сестренка Крошки Зайки Лиля. Родители объясняют ей, что ее братик не виноват, что родился с особенностями. А Лиля в свою очередь убеждает родителей, что он многому может научиться. Но семье приходится столкнуться со сложностями, а девочке — свыкнуться с мыслью, что братику нужно помогать развиваться, но любить его надо таким, какой он есть.

 

https://www.youtube.com/watch?v=g19a5nsxlME

 

 

«Мой братик с Луны» (2007 г.)

 

Это видео был создано папой сына с диагнозом аутизм. Доступно, в форме рассказа сестренки о братике в мультфильме говорится о поведении мальчика, его привычках и особенностях.

Девочка дает свое объяснение его поведению: «Он родился на Земле, но кажется, что с Луны. Он любит все, что блестит, как Луна. Ему нравятся круглые вещи, как Луна. Он любит подниматься по лестнице, а спускаться не любит…» Девочка хотела бы стать феей и сделать так, чтобы братику больше нравилось бывать с близкими, чем на Луне. Но она не фея, поэтому ищет другие подходящие пути коммуникации.

Мультфильм призывает «протянуть нить между Землей и Луной»: наблюдать, запастись терпением и делать шаги навстречу необычному малышу.

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=yGl4uAtVNl0

 

«Путешествие Марии» (2012 г.)

 

Этот анимационный фильм тоже создан отцом ребенка с аутическим расстройством. Он не затрагивает взаимоотношения девочки и других детей, но зато в нем сделана попытка объяснить взрослым и юным зрителям, как она видит окружающий ее мир.

В мультфильме рассказывается, с какими сложностями сталкивается Мария и с чем не может справиться: не может завязать шнурки, позвонить по телефону, вымыть голову, включить телевизор. Но у Марии есть и «суперсилы»: суперсосредоточенность во время еды, суперулыбка, супер-зрение, благодаря которому она может отрывать крошечные кусочки бумаги, и суперпамять, благодаря которой в голове Марии есть место для имени каждого ее знакомого!

«Путешествие Марии» — это уже не первый рассказ художника Мигеля Гаярдо об аутизме. В 2007 году вышла его книга-комикс «Мария и я», рассказывающая о совместных каникулах отца и дочери. На русский язык книга была переведена в 2014 году.

 

https://www.youtube.com/watch?v=W03zCT-rmzI

 

 

«Кастрюлька Анатоля» (2014 г.)

 

Необычная метафора была придумана детской писательницей и иллюстратором Изабель Карье, и воплощена на экране режиссером Эриком Моншо.

Анатоль отличается от других детей, потому что по неизвестной причине всегда таскает за собой кастрюльку. Он ласковый, чувствительный, одаренный малыш, но… кастрюлька – часто люди обращают внимание только на нее. Кроме того, кастрюлька создает много неудобств самому Анатолю. Таким необычным людям, как Анатоль, часто хочется спрятаться, и, кажется, большинство окружающих это тоже устроило бы…

Но оказывается, можно научиться жить с «кастрюлькой», и очень важно, чтобы рядом оказался тот, кто будет готов помочь в этом.

 

https://www.youtube.com/watch?v=objjK5oO9-Y

 

 

«Макрополис» (2012 г.)

 

Игрушечные кот и пес вместо фургона, который отправляется в детский магазин, оказываются на помойке. Они не знают, что отличаются от других сошедших с фабричного конвейера фигурок (у кота не хватает глаза, а у пса – одной лапы). Они думают, что произошла какая-то ошибка, и пытаюсь догнать фургон. Наконец, они оказываются в игрушечном магазине, но купит ли кто-то бракованный товар?..

Детская фантазия способна на многое, и она превращает недостаток в достоинство. Маленький покупатель, пришедший в магазин, видит в игрушках не одноглазого кота и безногого пса, а своих любимых пиратов!

 

https://www.youtube.com/watch?v=TUvg878_DRs

 

 

Настраивать фокус восприятия, с уважением относиться к особенностям других людей и принимать их – этому учат все эти трогательные мультфильмы. Но главными учителями, показывающими пример, должны быть родители, а анимация – лишь помощник и, может быть, способ начать с детьми этот разговор.

 

Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ