Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества являются:
привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
Формирование системы наставничества строится на следующих принципах:
Добровольность и целеустремленность работы наставника.
Контакт наставника и молодого педагога.
Личный пример наставника.
Доброжелательность и взаимное уважение.
Уважительное отношение к мнению молодого педагога.
Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого педагога.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и позволяет:
повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
обучение на рабочем месте;
участие в работе методических объединений (ДОУ, города);
самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
обучение на курсах повышения квалификации;
открытые занятия коллег;
решение и анализ педагогических ситуаций;
обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.